Предпосылки к возникновению
Проект самолета "Бэлла-1" возник в связи с необходимостью
значительного снижения эксплуатационных затрат за счет
исключения из инфраструктуры авиационного обслуживания
аэродромов.
В условиях Севера, Сибири и Дальнего
Востока России аэропортовые расходы достигают 70 и более
процентов от всех затрат на обслуживание летательных
ап-паратов (ЛА). Это с одной стороны. С другой стороны в
указанных регионах существует множество естественных ровных
взлетно-посадочных площадок (ВПП) как летом, так и зимой в
виде озер, рек, болот, полей и т. д.
Известные на
сегодня традиционные летательные аппараты: самолеты и
вертолеты не могут эксплуатироваться с естественных ВПП в
указанных регионах без смены взлетно-посадочных устройств
(ВПУ) и специально подготовленных ВПП.
Так, известный
российский самолет АН-2 имеет три сменных ВПУ: колесное,
лыжное, гидропоплавковое. Первые два требуют ВПП.
Вертолет также требует в зависимости от времени года
смены ВПУ. Более того, вертолет не может совершить посадку,
например, на болото без специально подготовленных ВПП, а на
глубокий снег, высокую траву - по причине отрицательного
экранного эффекта.
На замену ВПУ и подготовку ВПП
требуются огромные эксплутационные затраты, что приводит к
низкой транспортной эффективности ЛА.
Попытки
установить на ЛА два ВПУ, например, на гидросамолет
дополнительно установить колесное шасси приводит к увеличению
массы конструкции и к снижению его транспортной эффективности.
Все указанные недостатки исключаются в самолете
"Бэлла-1". Самолет может совершить взлет и посадку на любую
ровную естественную площадку в любое время года. Ему не нужно
менять ВПУ. Более того, такой самолет менее чувствителен к
погодным условиям, например, к направлению ветра, видимости.
Он может двигаться в режимах самолета, аппарата на воздушной
подушке, а также совершать укороченный взлет и посадку.
После проведения научно- исследовательских работ
(теоретических расчетов и продувок в аэродинамических трубах)
в 1994 году был построен экспериментальный образец такого ЛА.
В течение 2-х лет проводились вначале заводские
стендовые испытания, а затем первый этап летных испытаний:
скоростные пробежки и подлеты в условиях, приближенных к
естественным: заснеженное сельскохозяйственное поле, застывшая
река, пойма реки в летних условиях и вода.
ЛА показал
высокие взлетно-посадочные характеристики и подтвердил
результаты исследований в аэродинамических трубах и расчетные
данные.
На ЛА получены патенты РФ, США и Германии в
статусе изобретения и промышленного образца РФ
|
Технико-экономическая оценка
Основными показателями технико-экономической оценки самолета БЭЛЛА-1 являются срок окупаемости вложенных средств на изготовление опытной партии и ожидаемая прибыль. Величина прибыли и сроки окупаемости зависят от следующих факторов:
Исходя из этого, быстрая окупаемость вложенных средств на разработку и строительство опытной партии наступит, когда ЛА будет эксплуатироваться в сложных климатических и географических условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока России, когда естественные ВПП покрыты в зависимости от времени года водой, снегом, льдом .Анализ экономической и транспортной эффективности показывает, что при этом возможно сократить до 70% аэропортовых затрат.
Наличие на ЛА пилотско-пассажирской и грузовой кабин, безаэродромность, многорежимность эксплуатации позволяет обеспечить 100% загрузку ЛА. Это, а также многофункциональное использование в одном летном задании (перевозка пассажиров и грузов, патрулирование, поиск и эвакуацию пострадавших из труднодоступных мест) позволит также быстро окупить вложенные средства.
|